Предыдущая Следующая Земля, пожалуй, является наиболее важным компонентом всех ландшафтов.
Поэтому используемая почва должна быть в максимальной степени приближен-
ной к той земле, которая соответствует воспроизводимой на подносе среде.
Почве следует как нельзя лучше подходить для выращиваемых растений. В
основном почвенной смеси нужно обладать свойствами хорошего дренажа и
аэрации. В норме в ее состав входят грубый песок, минимум тонких частиц
почвы, качественное, но ни в коем случае не перенасыщенное удобрение.
Для большей устойчивости камней и растений используют липкую глину.
Вода, соответствующим и умелым образом введенная в ландшафт в качест-
ве элемента композиции, всегда привносит в бонсаи ни с чем не сравнимый
колорит. Хотя настоящая вода никак не может присутствовать в миниатюрном
ландшафте, тем не менее иллюзия ее присутствия порой достигается с
большой степенью доверенности. Ручей с песчаным или гравийным дном, усе-
янным круглыми, обточенными водой камешками; берега, покрытые подходящей
растительностью, позволяют вообразить стремительно несущийся поток или
спокойно текущую реку.
Прежде чем взяться за миниатюрный ландшафт, полезно предварительно
попрактиковаться с образцами почвы и камней. Это делается на любой плос-
кой поверхности. Для начала нужно взять комья земли, напоминающие по
своим очертаниям холмы. Постепенно один ком заменяют другим, до тех пор,
пока не будет найден оптимальный вариант. Затем внимательно изучают раз-
личные образцы камней, чтобы из всей массы выбрать наиболее привлека-
тельный, тот, что лучше других будет соответствовать окружающей среде.
Необходимо определить, какая часть камня будет в качестве скалы нахо-
диться над поверхностью, а какая будет скрыта под землей. Когда в итоге
тщательных экспериментов определится целостная картина, можно начинать
компоновку всех составляющих элементов ландшафта. В фокусе должно все
время находиться дерево, скала, группа камней, а вокруг них следует фор-
мировать заданный ландшафт. Крошечным деревьям можно сразу же придавать
форму с помощью обвязывания веревкой, стрижки, подрезки, но еще лучше,
если сразу удастся приобрести маленькие бонсаи.
Три главных дерева в посадке образуют тупоконечный треугольник (тупым
концом композиция обращена к зрителю), а наиболее зрелищное и большое
дерево сажают справа или слева от центра контейнера. Вследствие этого
обеспечивается открытый первый план, позволяющий видеть более отдаленную
перспективу второго плана, даже находясь на расстоянии. Меньшие по раз-
меру деревья сажают на втором плане, чтобы создать ощущение расстояния и
перспективы. Деревья часто вырастают либо около скалы либо непос-
редственно из нее. В культуре бонсаи это выглядит вполне естественно.
Чтобы предотвратить чрезмерный рост деревьев, их помещают на ограничен-
ном участке почвы или между скалами. Открытые участки играют существен-
ную роль в ландшафтах на подносах: можно представить себе миниатюрного
человечка, гуляющего среди деревьев и скал, сидящего на скале, читающе-
го, отдыхающего под солнцем или в тени раскидистого дерева, размышляюще-
го над бренностью человеческого бытия в сравнении с вечностью природы.
Такие искусственные добавления к ландшафту, как дороги, мосты, дома, мо-
гут быть использованы по желанию фитодизайнера, однако в первую очередь
надо думать о соблюдении пропорциональности по отношению к окружающим
деревьям. Если вас интересует мнение автора книги, то он считает, что
естественный ландшафт выглядит лучше без видимых следов вторжения циви-
лизации. Вся сцена, воссозданная руками человека, не есть нечто статич-
ное, законченное раз и навсегда. Периодически можно вносить различные
коррективы: поменять наклон горы, ввести в ландшафт новые растения. Тра-
вянистые растения совсем не нарушают целостности композиции, даже новое
дерево можно разместить без серьезного смещения пластов. От энтузиаста
бонсаи, однако, потребуются определенные усилия, чтобы узнать как можно
больше о миниатюрных растениях, которые он собирается использовать в
ландшафте. Предыдущая Следующая
|
|